Эссе по работе З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика»

Работа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» или, которая известна также, как случай маленького Ганса, была опубликована в 1909 году и явилась первой иллюстрацией клинической картины в истории детского психоанализа. Фрейд представил работу в качестве примера опосредованного психоанализа: проводил беседы и вел подробные записи о процессе психосексуального развития мальчика, его отец — Макс Граф. Записи анализируют события, которые происходили с Гансом в возрасте от трех до пяти лет. Примечательно, что Фрейд встречался с Гансом дважды: впервые — в конце анализа, когда мальчику было пять лет, во второй раз — когда Гансу исполнилось девятнадцать, он практически не помнил своего первого визита к «господину профессору» и деталям разговора с ним. Записи, предоставленные отцом, позволили Фрейду подробно представить анализ случая и дать комментарии по ключевым вопросам. Публикация данного материала определила новые направления развития психоанализа взрослых и дала мощный импульс развитию детского психоанализа. 

Описание клинического случая

Родители Ганса, Ольга Граф и Макс Граф входили в круг приверженцев психоаналитического подхода Фрейда еще в первые годы двадцатого века, когда сторонников у Фрейда было не так уж много. Они договариваются воспитывать ребенка в духе свободы самовыражения, не прибегая к запугиваниям. Такой подход способствует сбору информации и исследованию инфантильных желаний маленького пациента.

Отец внимательно наблюдает за изменениями в жизни сына, делает последовательные записи о её деталях, не подвергая цензурированию, и делится ими с Фрейдом.

Один из первых любознательных импульсов трехлетнего субъекта направляется на изучение
собственного тела, а в частности, своего полового органа. Для его обозначения Ганс изобретает слово Wiwimacher, что в переводе с немецкого означает «делатель пи-пи». Юный субъект интересуется наличием его у матери, и та отвечает: «Само собой разумеется. Почему ты спрашиваешь?». «Я только подумал». Когда появляется на свет сестра, мальчик наблюдает за ней во время купания с целью исследовать наличие у неё Wiwimacher’a. Он отмечает, что сестра маленькая и её половой орган еще совсем маленький, откуда Ганс делает вывод: раз его родители большие — значит, и их Wiwimacher’ы тоже большие, «как у лошади». Далее юный субъект отмечает наличие Wiwimacher’a у всего живого (коровы, собаки, лошади) и отсутствие у всего неживого (стола, стула).
Позже Ганс обнаруживает, что прикосновения к пенису приводят к получению удовольствия. Мать однажды обнаруживает малыша, держащем руку на пенисе, и припугивает доктором, который отрежет Wiwimacher. На вопрос матери, чем же он в таком случае будет делать wi-wi, малыш, сохраняя самообладание, отвечает: «моим попо». Несмотря на такую реакцию мальчика, которая говорит об отсутствии вины как составляющей комплекса кастрации, есть основания полагать, что вопрос матери мог посеять зерно кастрационной тревоги.

Тема пениса всё ещё вызывает любопытство у Ганса, и тот однажды поддается соблазну наблюдать за раздеванием матери. Она замечает это и восклицает: «Чего ты так смотришь?», он отвечает: Я смотрю есть ли у тебя Wiwimacher?». Мать: «Конечно. Разве ты этого не знал?».
Таким образом мать признает наличие у нее органа мочеиспускания, однако юным субъектом
такой ответ мог трактоваться иначе — как признание наличия пениса. Фрейд подметил: у мальчика могло создаться ошибочное представление о том, что у женщин наряду с мужчинами есть пенис. Отец же пытается заверить мальчика в том, что у женщин всё же нет пениса, но Ганс продолжает свои расспросы; этот факт может говорить о непроходящей тревоге относительно Wiwimacher’a. Позднее мальчик наблюдает за купанием подросшей сестры и замечает, что её Wiwimacher всё ещё маленький, и здесь его ранее сделанные выводы о том, что пенис в период взросления увеличивается, вступают в конфликт с увиденным. Ганс переполняется тревогой. Фрейд сказал, что такие ситуации приводят к переживанию кастрационной тревоги, которая способствует формированию фобии.
Рождение сестры заставляет малыша задаться еще одним важным вопросом, откуда берутся дети…  Ганс делает предположение, что дети появляются подобно акту испражнения, и обращается с расспросами к родителям, а те расходятся во мнении: мать говорит о том, что детей приносит аист; отец же заявляет о Боге как высшей инстанции. Ганс сопоставляет однажды услышанные при родах звуки матери и историю про «аиста», возникает череда тревожных вопросов: Кто желает рождения ребенка? Какое отношение к появлению детей имеет отец? Какое место в рождении ребенка занимает желание
матери? Ответов на них он не находит. Появление на свет маленькой Ханны вызывает ревность к матери, ведь она не принадлежит только ему, и его чувства теперь амбивалентны: он открыто заявляет о нежной любви к сестре и желает ей смерти. Во время летнего отдыха, когда отец продолжительно отсутствует, Ганс с пристрастием спит с матерью и получает от нее маленькие ласки. Когда тот возвращается и «отбирает» обожаемый мальчиком объект, у юного субъекта возникает ненависть и желание смерти любимому отцу.

Основные моменты анализа и ключевые вопросы

Основанием для анализа маленького Ганса стало внезапное появление фобии. Страх проявил себя в возрасте 4 лет и 9 месяцев, когда малыш на прогулке, чем-то взволнованный, отказывается гулять и просится домой. Дома мать утешает и ласкает его. Мальчик всё чаще отказывается от прогулок, его тревога усиливается. Позднее он расскажет родителям о том, что боится укуса лошади и поделится историей, которую услышал от соседской девочки: её отец запретил давать пальцы белой лошади, чтобы та не укусила девочку. Фрейд объяснил образование фобического симптома как необходимость установления компромисса, в результате которого тревога кастрации заменяется страхом укуса лошади.
Истоками страха кастрации выступают инцестуозная привязанность к матери, сильная привязанность к отцу и одновременно с этим — желание его устранить. Фрейд сделал вывод о том, что такое наложение инцестуозной привязанности к матери и чувства вины за желание убить отца запускают процесс образования страха быть кастрированным. Похожий сюжет складывается в каждом Эдиповом конфликте и может представлять течение «нормальной» эдипальной ситуации. Возникает вопрос: тогда что же служит образованием патологической формы фобического симптома?
В случае маленького Ганса мы видим, что желание смерти новорожденной сестре и любимому отцу представляются невыносимыми для мальчика и вытесняются, в то время как кастрационная тревога смещается страхом укуса лошади. Такие психические механизмы позволяют малышу сохранить в сознании нежные чувства к отцу.

В то время, когда анализ Ганса, казалось бы, зашел в тупик, отец привел мальчика к Фрейду. Во время визита «господин профессор» обратил внимание юного пациента на внешний вид лошадей: «не носят ли его лошади очков, как у отца», «не называет ли он что-то черное у рта лошади усами, как у отца». Затем Фрейд приступил к интерпретации, в ходе которой заключил,
что мальчик чувствует страх перед отцом за свою инцестуозную привязанность к матери, но может заблуждаться относительно разрушительных намерений отца. Ганс осознал свою кастрационную тревогу и перенос страха, желания утраты отца на лошадей. 

В описанной ситуации мы видим, что маленький пациент справляется с осознанием и проработкой тревоги, вызванной страхом кастрации, причем для решения фобического симптома ему требуется относительно малое время. И здесь мы можем заключить, что отличие «нормальной» эдиповой ситуации от «патологической» представляется в количественных показателях уровня тревоги и способности её переработать.
В ходе анализа случая маленького Ганса Фрейд пришел к выводу о том, что его гипотезы об Эдиповом конфликте, сформулированные в работах «Толкование сновидений» (1900) и «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), находят свое подтверждение. Он заключил, что желание смерти отцу, с целью занять его место в отношениях с матерью, свойственно каждому мальчику, а обострение такого желания способствует усилению тревоги кастрации.
Центральным же конфликтом в Эдиповом комплексе служит амбивалентность чувств по отношению к отцу. Фрейд рассмотрел фобию юного пациента, как общую модель, которая демонстрирует, что невроз взрослого субъекта представляется эхом процессов разрешения Эдипова конфликта. 

Глоссарий

Влечение — процесс, который происходит из внутренних или внешних источников раздражения (возбуждения) и создает психологическое напряжение. Удовлетворить влечение возможно лишь при достижении цели влечения и снижением уровня напряжения. В случае маленького Ганса мы наблюдаем и источник влечения — эпистомифилия, и цель влечения — удовлетворение любопытства (снижение тревоги), и объект влечения — пенис, мать. 


Вытеснение — механизм психологической защиты, который заключается в том, что нежелательные аффективные представления или импульсы устраняются из сознательного и удерживаются в бессознательном.

Инцестуозная привязанность — такой тип привязанности, когда мальчик или девочка бессознательно желают занять место родителя своего пола в отношениях с родителем противоположного пола.

Комплекс кастрации — совокупность переживаний мальчика, которые возникают в процессе эпистемологической деятельности, направленной на прояснение вопросов различия полов и подтверждении мысли о том, что все люди наделены пенисом. Одним из важнейших шагов является наделение матери воображаемым пенисом (фаллосом). Когда мальчик обнаруживает отсутствие фаллоса у матери, это становится страшной невротической травмой. Мальчик отождествляет отсутствие фаллоса с актом кастрации за некую провинность. Отсюда берет начало страх кастрации и комплекс, связанный с ним.
Смещение — механизм, который Фрейд описал в работе «Толкование сновидений» (1900). Теория смещения опирается на экономическую гипотезу, когда нагрузка того или иного представления способна отделяться от него и перемещаться на другие ассоциативные элементы или объекты. В нашем случае формирование фобического симптома юного пациента вызван необходимостью установления компромисса, в результате которого тревога кастрации заменяется (смещается) страхом укуса лошади.

Страх (Angst) — необъяснимое ощущение опасности, которое не имеет определенного объекта, ни внутреннего, ни внешнего. 

Фобия — страх, который имеет определенный объект, в случае Маленького Ганса это укус лошади. Фобия заменяет источник страха, который вытесняется: например, страх укуса лошади заменяется страхом кастрации.

Эдипов комплекс — представляет собой группу противоречивых переживаний мальчика, в нашем случае Ганса, направленных к отцу. Основу таких переживаний составляет бессознательное или частично осознаваемое влечение к матери, амбивалентные чувства к отцу и желание его устранить. Эдипальная стадия приходится на возраст от трех до пяти лет, в чем мы можем убедиться на основе записей клинической картины маленького Ганса. Комплекс кастрации (страх наказания со стороны отца) вытесняет Эдипов комплекс в бессознательное, и во взрослом возрасте такие переживания могут проявиться в форме невроза.

На моём канале Яндекс.Дзен статьи выходят раньше, подписывайтесь:

https://dzen.ru/piyanzov


Изображение сгенерировано ИИ на сайте: https://dream.ai/

ДРУГИЕ СТАТЬИ

(03)
МОЙ ПУТЬ
Показать ещё