Механизм проективной идентификации через призму работ Уилфреда Биона

В психоаналитической практике и повседневном взаимодействии людей существует удивительный феномен проективной идентификации. Этот психологический механизм играет двойную роль: он служит как инструментом диагностики психического состояния пациента, так и методом терапевтического воздействия. Понимание его сути и принципов работы представляет особую ценность для современной психологической практики. В своем исследовании я стремлюсь проследить истоки открытия данного феномена, изучить его структуру и особенности функционирования согласно теории Биона. Детальный анализ этого механизма позволит лучше понять его роль в психоаналитическом процессе и возможности практического применения.
Согласно теории Биона, которая представляется более достоверной, проективная идентификация начинает действовать с момента появления младенца на свет, обеспечивая его выживание и развитие мыслительных процессов. Это не просто защитный механизм, но и фундаментальный способ формирования первичных объектных отношений. Особенно значима в этом процессе позиция тех, кто принимает проекции, поскольку они
существенно влияют на психическое развитие ребёнка.

Развивая идеи М. Кляйн, можно отметить, что данный механизм проявляется в различных формах при трансформации от параноидно-шизоидной позиции к депрессивной, причём «плохие» аспекты играют в этом значительную роль.
Исторический контекст и развитие концепции переноса имеют глубокие корни, начиная с работ Зигмунда Фрейда, который ввёл этот термин для описания определённых аспектов психоаналитической практики. По Фрейду, перенос является проявлением неосознаваемых чувств, желаний и конфликтов пациента, перенесённых на аналитика. С тех пор эта концепция расширилась и стала важным элементом в психотерапии, углубляясь и развиваясь с вкладом других психоаналитиков, таких как Карл Юнг, который предложил идею коллективного бессознательного, влияющего на механизмы переноса.

С годами теоретическая база и практическое применение переноса значительно эволюционировали.
Современные исследования в области психотерапии обогатили понимание переноса, вводя концепции, такие как перенос в рабочих отношениях и в повседневной жизни, расширяя тем самым его применение за пределы классического психоанализа. Это подчеркивает важность динамического взаимодействия между прошлым и настоящим во внутреннем мире человека и позволяет глубже понимать механизмы самосознания и межличностных отношений.

Таким образом, эволюция концепции переноса отражает расширение представлений о психической жизни человека и его взаимодействии с окружающим миром, подчеркивая сложность и многоаспектность психики.
Согласно концепции Биона, младенец воспринимает как негативные те объекты, которых ему не хватает. Интересно отметить парадокс: когда ребёнок имеет доступ к материнской груди, он не ощущает в ней необходимости. Дефицит и неудовлетворённость возникают именно в моменты отсутствия желаемого объекта.

В случае фрустрации малыш проецирует свои негативные переживания на отсутствующую грудь.
При этом процесс кормления воспринимается им как избавление от негативного опыта, связанного с недоступностью груди. В своей функциональной теории Бион описывает механизм, при котором происходит передача β-элементов от ребёнка к матери, что является частью сложной динамики их взаимоотношений.
Мать обладает особой способностью, которую Бион определил как «ревери» — умение воспринимать и преобразовывать эмоциональный опыт ребенка. Через этот механизм происходит удивительная трансформация: сырые, необработанные переживания малыша (β-элементы) превращаются в осмысленные и структурированные элементы психики (α-элементы).


Когда младенец получает назад свои модифицированные проекции, он постепенно формирует собственный аппарат мышления. Этот процесс включает множество компонентов — от эмоциональных всплесков до тонких ощущений, которые мать должна уметь принять и переработать. В результате такого взаимодействия ребенок усваивает материнскую способность к осмыслению опыта, интегрируя α-функцию в свою развивающуюся психику.
Бион разработал несколько взаимосвязанных концепций, включая теорию функций и теорию мышления, а также знаменитую модель контейнера/контейнируемого. В своих работах он уделял особое внимание символическому обозначению отношений матери и ребёнка. При этом ключевым аспектом его исследований стало разделение проективной идентификации на два
типа — нормальный и патологический. Основой психической деятельности, по мнению Биона, являются такие процессы как мечтания, мыслительная деятельность, восприятие пространства и времени, а также взаимодействие сознательного и бессознательного. Когда эти базовые механизмы мышления нарушаются, возникают различные психические расстройства.
В своих работах Бион опирался на концепцию Ференци о генитальности (1924), где половой акт трактуется как стремление вернуться в материнское лоно и представляет собой сложную теоретическую абстракцию. Для обозначения взаимодействия полов Бион использовал символы ♀♂, заимствованные из этой теории.

Позитивные отношения, основанные на здоровой
проективной идентификации, он маркировал знаком «+♀♂». Такие отношения характеризуются принятием неопределенности и безграничности, что является признаком нормального развития партнерской динамики. Эта система обозначений помогает различать здоровые и патологические формы межполовых взаимоотношений.
В процессе взросления младенец сталкивается с серьезным выбором: признать существующие ограничения или отвергнуть их. Постепенно материнская забота помогает превратить негативные ощущения в позитивный опыт — от тревоги к спокойствию, от голода к удовлетворению. Чтобы разрушить детскую иллюзию всемогущества и контроля над
материнской грудью, мать осторожно вводит элементы фрустрации. Если ребенок выбирает путь принятия ограничений, то со временем он начинает воспринимать грудь не как реально существующий объект, а как абстрактную идею отсутствия. Альтернативный путь — отрицание или вытеснение фрустрации — может помешать этому важному этапу развития.
В своих исследованиях Бион выявил, что успешное развитие личности напрямую зависит от качества ранних отношений. Когда ребёнок усваивает модель здоровых взаимоотношений, он приобретает способность к аналитическому мышлению, трансформируя базовые элементы опыта в более сложные мыслительные конструкции. Это позволяет развивать научное мышление и формировать адекватные моральные представления.
Однако существует и негативный сценарий развития, который Бион обозначил специальным символом «–♀♂». В таких случаях патологическая проективная идентификация мешает нормальному формированию личности, приводя к психотическим расстройствам. Эта концепция представляется весьма обоснованной, поскольку объясняет механизм формирования как здоровой, так и нарушенной психики.
Когда мать не способна эффективно трансформировать примитивные эмоциональные переживания ребенка (β-элементы) в осмысленный опыт (α-элементы), это приводит к серьезным последствиям. Психика младенца наполняется непонятными, пугающими образами — «вещами-в-себе». В результате запускается патологический механизм: личность ребенка распадается на
множество частей, которые он проецирует вовне. Это ведет к искажению восприятия реальности и нарушению способности адекватно оценивать происходящее. В дальнейшей жизни человека будут преследовать причудливые образы, порожденные его нарушенным воображением и болезненными защитными механизмами.
Бион анализировал разрушительные психические процессы у людей с психотическими расстройствами. При таком состоянии человек теряет способность различать реальность и вымысел, а также не может развить полноценную символическую функцию мышления. Вместо естественного обучения доминирует простое копирование и иллюзия собственного всемогущества.
Коммуникативные функции атрофируются, а грань между личностью и окружающим миром становится неясной из-за механизма проективной идентификации. Сверх-Я такого индивида характеризуется деструктивными импульсами — стремлением уничтожать всё живое, постоянным чувством вины и желанием демонстрировать своё превосходство.
Бион считает, что исцеление возможно через трансформацию разрушительных качеств — алчности, зависти, бездушия и смертоносности. Ключом к восстановлению психического здоровья и мыслительных способностей служит развитие осознанности. Это достигается благодаря здоровой форме проективной идентификации, которая становится терапевтическим инструментом в процессе психоанализа.

На моём канале Яндекс.Дзен статьи выходят раньше, подписывайтесь:

https://dzen.ru/piyanzov


Фото из открытых источников

ДРУГИЕ СТАТЬИ

(03)
МОЙ ПУТЬ
Показать ещё