Впервые человек испытывает стыд в детском возрасте. Предположим, малыша поругали в саду за разлитый суп или сделали замечание за ёлку, раскрашенной красным цветом. Само по себе замечание справедливое, но если оно сказано в присутствии посторонних, то ребенок начинает чувствовать себя изгнанным из общества. Он воспринимает легкий упрек как приговор: «Ты не такой, как все. Ты не способен на большее». Малыш все чаще краснеет, его самооценка падает, а желание попробовать улучшить результат сходит на нет. Берясь за новое дело, ребенок уже с первых минут не верит, что из его трудов выйдет что-то хорошее и опускает руки — и его снова ругают за заляпанный краской стол.
Стыд неразрывно связан с самоунижением, критикой в свой адрес, порицанием и враждебностью, которые направлены на самого себя. Логичным завершением пути становится депрессия. Человек больше не пытается завоевать место под солнцем, не ищет причины неудач, потому что уверен — дело исключительно в его никчемности. Такие люди редко самостоятельно обращаются за помощью к психотерапевту, так как не видят в нем смысла: «Чем поможет специалист, если дело во мне?»
Но задача психотерапевта не сводится к заполнению документов и выписыванию рецептов. Куда