(01)
СТАТЬИ
Также следует предупредить о неблагоприятных последствиях чрезмерной вовлеченности в виртуальную коммуникацию. Основной целью профилактической деятельности может рассматриваться также формирование убеждения о том, что негативные последствия будут иметь место при чрезмерном пребывании в виртуальном пространстве в противовес иного рода активности. Это возможно посредством преодоления иррациональных убеждений, неадекватных и ошибочных представлений. Также немаловажное значение имеет работа по формированию конструктивного отношения к пребыванию в социальных сетях, формированию у подрастающего поколения знаний относительно функций и значений социальных сетей в жизни человека. Обязательным является информирование подростков о том, какие качества и особенности характеризуют людей зависимых и как негативные последствия зависимости сказываются на жизнедеятельности человека в целом.
Нужно учесть, что немаловажное значение в предупреждении формирования зависимого от социальных сетей поведения может рассматриваться деятельность по развитию эмоциональной сферы. Отмечается, что наибольшую подверженность чрезмерному увлечению социальными сетями имеют те лица, которые имеют дисгармоническое развитие личности и проблемы, связанные с эмоциональной сферой. Эмоциональная нестабильность, частая смена настроения, неадекватная самооценка и ее неустойчивый характер — все это может способствовать повышенной вовлеченности в виртуальное взаимодействие. Профилактическая деятельность по такому направлению направлена на формирование у представителей молодежи адекватного представления о себе, формированию рефлексивных способностей, самоуважения и конструктивного отношения к своим сильным и слабым сторонам. Эффективная профилактическая деятельность предполагает формирование адекватной самооценки, обогащению паттернов поведения, а также работу по обеспечению условий для психологического благополучия, предупреждению тревожной и депрессивной симптоматики, обучения навыкам совладания со стрессом.

Рекомендации по предупреждению возникновения зависимости от социальных сетей

Полученные в ходе исследования данные легли в основу для разработки рекомендаций, прежде всего, направленных на предупреждение формирования зависимого от социальных сетей поведения. Деятельность в данном направлении предполагает активизацию усилий для того, чтобы предупредить возможности формирования чрезмерного увлечения пребыванием в виртуальном пространстве. Для этого рациональным является нивелирование возможных когнитивных факторов формирования зависимого поведения. Наиболее значимым является деятельность в отношении представителей молодежи ввиду еще недостаточности жизненного опыта, большей впечатлительности и еще формирующимся волевым контролем, и произвольностью поведения.

Для того, чтобы предупредить формирование зависимого поведения самым доступным и самым очевидным методом может считаться информирование. Посредством предоставления объективной информации относительно формирования зависимого поведения, передаваемой посредством активной деятельности, в игровой форме, посредством использования методов рассказа, объяснения, демонстрации, становится возможным формирования у молодого поколения адекватных представлений об информационном пространстве социальных сетей.
Помимо обозначенной деятельности немаловажное значение является и формирование социальных навыков, прежде всего коммуникативной компетентности. Зачастую чрезмерная вовлеченность в виртуальное общение в социальных сетях — результат недостаточного уровня развития коммуникативных навыков, неадекватного отношения к собственным особенностям и качествам. Деятельность формирования социальной компетентности предполагает работу как с самим субъектом, так и с ближайшим социальным окружением. Результатом такого рода работы может считаться формирование у представителей молодежи коммуникативных умений и навыков, формирование умений организовать собственную поведенческую активность и межличностное взаимодействие, развитие социального интеллекта, а также социальной уверенности.

Деятельность развития коммуникативных умений и навыков, а также работа по стимулированию развития социальной компетентности предполагает активное использование методов социально-психологического обучения, а также возможностей групповой деятельности. Совместная работа с группой позволяет не только сформировать определенные навыки социального взаимодействия, но также позволяет завести новые знакомства и обеспечить возможности для более уверенного поведения. Работа с коллективом также обеспечивает подросткам возможность почувствовать себя членом группы. Также в групповой деятельности возможным является выполнение оценки конкретных социальных ситуаций взаимодействия как бы со стороны, а также обеспечения возможности для развития навыков совместного принятия решений и коллективной работы над подставленными задачами в налаживании коммуникации.
Таким образом, деятельность профилактического плана, направленная на формирование адекватного отношения к виртуальному пространству социальных сетей, предполагает работу по следующим направлениям:

1. Работа по формированию адекватных представлений о социальных сетях, зависимого поведении, а также возможных негативных последствиях чрезмерного увлечения виртуальным пространством.

2. Деятельность по развитию коммуникативных навыков, а также развитию социального интеллекта и социальной компетентности в целом.

3. Работа по развитию эмоциональной сферы личности и преодолению негативных психических состояний.
(02)
ЭТО ИНТЕРЕСНО