Регрессия. Чтобы уйти от тревог, человек готов прибегать к самым разным методам, порой к довольно примитивным, где-то даже ребяческим. Например, превращает разговор в скандал, срывается на истерики, может расплакаться, рассчитывая на жалость.
Рационализация. Человек видит лишь то, что хочет видеть. Любой свой поступок он трактует таким образом, что он кажется вполне обоснованным и единственно правильным. Он способен любой «минус» превратить в «плюс», не веря, что провал уже случился.
Реактивное образование. Человек защищает себя от запретных импульсов, проявляя противоположные эмоции. Вот самый примитивный пример. Семиклассник влюбился в девочку. В силу своего возраста, он не знает, как правильно проявлять чувства, поэтому начинает дергать ее за косички, бросаться тряпкой или отбирать учебники и карандаши.
Сублимация. Индивид, прибегающий к такому механизму защиты, – зрелая личность. Он не корит себя за неудачи, а направляет энергию в нужно русло. Например, чтобы выместить злость он идет в спортзал, а чтобы пережить утрату – берет в руки кисть и начинает творить.