Психологическая характеристика зависимых от соцсетей

Зависимое поведение от социальных сетей в широком возрастном контексте стали рассматривать сравнительно недавно. Большинство исследований в данной области связано с исследованиями зависимого поведения у представителей молодежи, преимущественно подросткового возраста и студентов.

Характеризуя возрастную специфику зависимости от пребывания в виртуальном пространстве, А.Е. Войскунский отмечал, что существует личностная обусловленность формирования зависимого поведения в подростковом возрасте. Так, в качестве особенностей личности и поведения, в большей степени способствующих формированию зависимости от социальных сетей ученый выделяет обидчивость, тревожность, сниженный уровень самооценки, низкий уровень коммуникативной и конфликтологической компетентности, а также чувство одиночества[2].


Рассматривая представителей молодежи с зависимым поведением, ученый отмечает наличие у них затруднений в установлении продуктивных взаимоотношений со сверстниками, сниженный уровень адаптации.

Все данные особенности объясняют переход от жизненных трудностей к более комфортному пребыванию в виртуальном пространстве социальных сетей, что и способствует формированию зависимого поведения[1].

Пребывание в социальных сетях можно рассматривать как способ приспособления человека к трудностям своей жизни. Имеющиеся у человека трудности в выражении и проявлении эмоций, затруднения в установлении конструктивных контактов и эффективных взаимоотношений с другими людьми — все это способствует выбору опосредованного способа коммуникации и взаимодействия с социальной средой. В качестве такого рода пространства и способа взаимодействия выступают социальные сети и пребывание в них. В виртуальном пространстве человек может избегать фрустрирующих ситуаций, может использовать не типичные способы поведения и коммуникации, которые невозможно реализовать в реальном мире. Также можно рассматривать пребывание в социальных сетях не только как способ определенным образом коммуницировать с социальной средой, но также и способ самозащиты от негативных переживаний, боли и унижения[2].
Для лиц с зависимостью от социальных сетей характерным является наличие особенностей, в ряду которых чувство одиночества, опустошенности, ненужности. Эти люди могут испытывать недостаток внимания, чувство тревоги и напряжения. Для людей с такими психологическими особенностями важна поддержка и участие других людей, а также помощь в совладании с трудными жизненными ситуациями. Наиболее часто зависимое поведение формируется в подростковом возрасте, в период юности, что частично может быть обусловлено тем обстоятельством, что данные периоды жизни характеризуются существенными изменениями в психологическом и социальном плане для человека, предполагают проявление самостоятельности и принятие на себя ответственности.

По мнению В.А. Бокарева, формирование зависимого поведения, в том числе зависимого от социальных сетей, связано с характером воспитания человека, а также отношениями в родительской семье. Использование родителями стиля воспитания по типу «гиперопека», наличие завышенных требований, может драматическим образом сказываться на самооценке человека, формируя «комплекс неудачника», который способствует возникновению трудностей в социальном взаимодействии и зависимости от социальных сетей.

Семья и стилевые характеристики родительского воспитания являются значимыми факторами личностного и социального развития, а также формирования зависимого поведения. Наличие у членов семьи личностных деформаций, психологических проблем, способствует нарушению взаимоотношений в семье, их «нездоровому» характеру. Также семья может выступать как фактор, который фактически поддерживает сохранение зависимого поведения у человека и постоянному возращению к нему[1].

Также можно говорить о большом значении такой особенности, как способность личности противостоять стрессу. По мнению В.А. Войскунского, аддиктивное поведение можно рассматривать как результат снижения способности и возможностей личности противостоять стрессу. Аддиктивное поведение представляется как результат нарушения системы совладания человека с жизненными проблемами и трудностями. Имеются данные о том, что лица с выраженным зависимым поведением ориентированы в большей степени на использование таких стратегий совладания, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция.
Причинами возникновения зависимости от социальных сетей выступают также трудности в общении, недостаток коммуникации, трудности во взаимопонимании с другими людьми. Зависимыми от социальных сетей чаще всего являются те подростки, которые с одной стороны, имеют трудности общения, а с другой стороны, не имеют сколько-нибудь существенных увлечений или занятий. В большей степени, по мнению Е.П. Панкретовой, зависимому поведению подвержены те лица, которые имеют конфликтные взаимоотношения в семье, трудовом коллективе, образовательной организации[3].

Несмотря на то обстоятельство, что зависимость от пребывания в виртуальном пространстве социальных сетей успешно корректируется и преодолевается, зависимость не может пройти бесследно.

Влияние зависимого поведения можно проследить в характере процесса социализации личности, освоения социальных ролей, норм и правил пребывания в обществе[1].

В обзорном исследовании, выполненном В.П. Шейновым было определено, что существуют выраженные взаимосвязи личностных особенностей и зависимости от социальных сетей. Так, им приводятся данные о том, что для лиц с повышенным уровнем нейротизма более подвержены возникновению зависимости от социальных сетей. В таком случае социальные сети в большей степени используются как средства улучшения своего настроения. Также отмечается связь самооценки и уровня зависимости от социальных сетей: лица с высоким уровнем зависимости от социальных сетей имеют более низкий уровень самооценки[4].
Зависимость от социальных сетей можно рассматривать как особый вариант аддиктивного поведения, в качестве агента которого выступает пребывание в виртуальном пространстве с целью коммуникации и получения информации.
Зависимость от социальных сетей характеризует устойчивое стремление человека выйти в социальную сеть, утрата контроля за временем пребывания в виртуальном пространстве, а также наличие компульсивной симптоматики. На основании анализа научных источников было предложено ряд конкретных критериев, которые характеризуют зависимость от социальных сетей:

1) периодичность и систематичность выхода в виртуальное пространство социальных сетей;
2) время, которое человек проводит в виртуальном пространстве;
3) наличие контактов в социальных сетях;
4) наличие друзей в социальных сетях, а также интенсивность общения в непосредственном взаимодействии;
5) коммуникабельность;

6) наличие эмоциональных реакций и повышенный уровень тревожности при невозможности пребывания в социальных сетях привычное время и в привычном режиме, в том числе в форме агрессии и раздражительности.


Таким образом, результаты анализа научных источников по теме исследования позволяют говорить о том, что наиболее подверженной зависимости категории лиц может рассматриваться представители молодежи. В настоящее время выделяется множество факторов, которые способствуют возникновению зависимости от социальных сетей. В качестве наиболее очевидных можно рассматривать наличие жизненной неустроенности, межличностных конфликтов, чувство одиночества и неблагоприятные отношения в семье. Также можно говорить о личностной предрасположенности к формированию зависимости от социальных сетей, например, обусловленности зависимости неадекватно низкой самооценкой.
Список литературы
1. Бокарев В.А. Виртуальные социальные сети как пространство для удовлетворения потребностей современной молодёжи // Вопросы культурологии. - 2019. №8. С. 56-59.

2. Войскунский А.Е. Киберпсихология и ее современные проблемы / А.Е. Войскунский, Н.В. Богачева Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (IISC-12) : материалы Первой между-нар. конф.: сб. ст. и тез. М., 2012. С. 76-81.

3. Панкратова Е.П., Маргаева П.В., Матасова Е.А. Профилактика риска негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. №1. С. 139-142

4. Шейнов В.П. Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований //Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2021, том. 18, №3. С. 607-630

На моём канале Яндекс.Дзен статьи выходят раньше, подписывайтесь:

https://dzen.ru/piyanzov


Фото к статье предоставлено сайтом https://www.freepik.com

ТЕСТЫ ОНЛАЙН

(03)
МОЙ ПУТЬ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

(03)
МОЙ ПУТЬ
Показать ещё