Параноидно-шизоидная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами

Интерес к психоанализу возник у Мелани Кляйн (1882-1960) после личного аналитического опыта под руководством Ференци. В 1917 году она приступила к практике, начав с анализа собственного младшего ребенка и сына своих друзей. Познакомившись с Фрейдом, а затем сотрудничая с Абрахамом, Кляйн полностью посвятила себя исследованию детской психики.
Неоценимый и значительный вклад Кляйн в психоаналитическую науку связан с ее глубоким изучением взаимоотношений между матерью и ребенком. В ее концепции материнская фигура представляется не просто необходимым элементом для физического существования младенца, но и ключевым фактором для его дальнейшего развития.

Психическое становление ребенка сопровождается активностью незрелого Эго, которое с первых дней жизни защищает от тревожности и напряжения.

Мелани Кляйн, проработав личный опыт анализа с К.Абрахамом, исследовавшим психологию меланхоликов, заинтересовалась этой областью. Развивая концепции З.Фрейда, она предложила, что не только стремление к жизни и любовь, но также влечение к смерти и агрессивность составляют основу психического развития. В ходе своих исследований Кляйн сформулировала теорию о параноидно-шизоидной позиции в 1946 году, предварительно описав в 1935 году депрессивную позицию.

В своей теории развития психики Кляйн Мелани сознательно избегает слов «фаза» или «стадия», предпочитая использовать понятие «позиция». Такой терминологический выбор подчеркивает фундаментальное различие её модели от традиционных стадиальных концепций детского развития.
Мелани Кляйн
«Позиция» в понимании Кляйн представляет собой характерный набор объектных отношений, защитных механизмов и тревог, свойственных определенному моменту психического развития. Особенность этой концепции в том, что позиции отличаются гибкостью и взаимопроникновением — они не имеют четких границ, могут накладываться и чередоваться на протяжении всей жизни человека, реагируя на изменения внешней среды и внутреннюю организацию психики.

Младенец, с рождения до 4-6 месяцев, пребывает в состоянии, характеризующемся тревогами преследования и процессами расщепления, что в психоаналитической теории называется параноидно-шизоидной позицией. Описание этого периода представляет сложность, поскольку ребенок еще не владеет речью. Покидая защищенное пространство материнской утробы, где он существовал изолированно от внешнего мира, новорожденный оказывается погруженным в хаотичную реальность, наполненную разнообразными внутренними и внешними стимулами.
Ранний этап жизни характеризуется слиянием психических и телесных ощущений младенца. Когда малыш чувствует дискомфорт в какой-либо части тела, это воспринимается как всеобъемлющее страдание. Мыслительные процессы ребёнка в начальный период существования строятся преимущественно на чувственном восприятии и воображаемых образах.

Первичный экзистенциальный страх, возникающий из комплекса всех ощущений, проявляется как тревога исчезновения — аннигиляции. Неприятные переживания, будь то физические или эмоциональные, интерпретируются детским сознанием как агрессия внешних сил, что формирует особый вид беспокойства — персекуторную тревогу, когда ребёнок чувствует себя объектом преследования со стороны окружающего мира.
Параноидно-шизоидная позиция характеризуется формированием связей с фрагментарным объектом. Когда такой частичный объект уменьшает неудовлетворенность и доставляет наслаждение, в психике возникает представление о «положительном» объекте, например, «хорошей груди», и происходит самоотождествление с ней.
С появления на свет человек погружается в непрерывный диалог с окружением. Младенец изначально существует в неразделимом единстве с материнской фигурой, где отсутствуют концепции индивидуальности, демаркационные линии, понимание временных рамок и объективной действительности. Для защиты неокрепшего Эго активируются первоначальные психологические механизмы — расщепление и проективную идентификацию. Эти процессы включают дифференциацию себя и внешних объектов на положительные и отрицательные компоненты, а также экстернализацию невыносимых негативных эмоций с одновременным самоотождествлением с благоприятными аспектами воспринимаемого объекта.

Подобные тревожные переживания становятся фундаментом для формирования исходных фантазматических конструкций о «негативном»
внешнем объекте, которые в свою очередь служат
дополнительным источником психических репрезентаций.

В данной позиции объектные отношения имеют специфику: ребенок воспринимает не целостный образ матери, а лишь отдельные элементы — руки, аромат, грудь — с которыми взаимодействует в различные периоды. Параноидно-шизоидная позиция характеризуется формированием связей с фрагментарным объектом. Когда такой частичный объект уменьшает неудовлетворенность и доставляет наслаждение, в психике возникает представление о «положительном» объекте, например, «хорошей груди», и происходит самоотождествление с ней. Проекция ощущения голода на частичный объект превращает внешнюю грудь в «отрицательную». При переживании голода у ребенка создается образ «негативного» объекта — «плохой груди».
Мелани Кляйн
В структуре психики младенца формируются два отдельных внутренних образа: «хорошая мать» и «плохая мать». Это происходит в результате особого механизма параноидно-шизоидной позиции, когда новорожденный расщепляет воспринимаемый объект на положительную и отрицательную части.
Позитивные переживания, связанные с состоянием комфорта и насыщения, ребенок ассоциирует с «хорошей матерью». Одновременно происходит интроекция благоприятных аспектов, которые постепенно укрепляют формирующееся Эго малыша. Негативные аспекты проецируются вовне, что служит защитным механизмом, помогающим снизить внутреннее напряжение и справиться с тревожными состояниями.

Когда материнская забота и любовь полноценно удовлетворяют потребности ребенка, разрозненные представления постепенно складываются в целостный образ несовершенной, но соответствующей действительности матери. В процессе взросления детские фантазии сопоставляются с реальностью, и разделенные
части объекта интегрируются в психической картине мира ребенка. Негативные эмоции, агрессивные импульсы и страхи обычно ассоциируются с образом «плохой матери». Напротив, ощущение безопасности и комфорта связывается с положительными аспектами. Однако если мать не проявляет должной заботы и не дарит любовь, то неадекватный уход и неудовлетворение базовых нужд препятствуют формированию целостного восприятия у ребенка. Это приводит к усилению психического расщепления как защитному механизму, позволяющему сохранить позитивный внутренний образ и противостоять экзистенциальной тревоге, угрожающей целостности «Я».
В период острого стресса взрослый человек может регрессировать к параноидно-шизоидной позиции, если ранее произошла фиксация на этой стадии развития.
Постепенно в процессе взросления ребенок обретает способность справляться с материнским отсутствием, происходит трансформация тревожных состояний, а фрагментированное восприятие объекта интегрируется в единое целое. Фрустрационная агрессия, направленная на «негативные аспекты» материнской фигуры, усиливает тревожность и страх возмездия, закладывая основы первичного чувства вины. Для совладания с этими переживаниями психика ребенка вырабатывает защитные механизмы.

В период острого стресса взрослый человек может регрессировать к параноидно-шизоидной позиции, если ранее произошла фиксация на этой стадии развития. Хотя к 4-6 месяцам младенец обычно продвигается к депрессивной позиции, первичная параноидно-шизоидная фаза никогда полностью не исчезает, сохраняясь в скрытой форме на
протяжении всей жизни. Практические проявления такой регрессии включают искаженное восприятие реальности, тенденцию к крайним оценкам объектов (либо идеализация, либо обесценивание), что существенно осложняет формирование здоровых межличностных отношений.

Психические структуры продолжают трансформироваться, но ранние паттерны не утрачиваются полностью.

Становление полноценных психических структур у младенца и развитие нормального нарциссизма базируются на параноидно-шизоидной позиции. Способность ребенка в будущем формировать связи с внешним миром и строить отношения напрямую зависит от того, насколько адекватно мать взаимодействует с новорожденным и обеспечивает ему правильную заботу.

ДРУГИЕ СТАТЬИ

(03)
МОЙ ПУТЬ
Показать ещё